А помнишь, как всё начиналось…
– Всё началось в 1959 году, когда в городе образовался школьный театр, – вспоминает события более чем полувековой давности худрук Светлана Погодина. – Постепенно он вырос в полноценный крепкий коллектив, и в 1978 году ему было присвоено звание «народного».
Впервые я перешагнула его порог в семь лет. Затем, окончив театральное училище имени Б. Щукина по специальности режиссура, в 1999 году вернулась в свой родной театр уже в качестве руководителя. К тому времени он находился в упадническом состоянии. Начинать работу пришлось заново. Я набирала коллектив, подтверждала звание «народного»; со временем мы стали выезжать на фестивали, конкурсы и практически отовсюду привозили «Гран-при». Я понимала, что мы уже выросли из штанишек самодеятельности. Однажды к нам приехала комиссия на подтверждение звания, и волею судьбы в ней оказались люди очень высокого статуса, которые подтвердили мою убеждённость. Тогда я попросила их написать нам характеристику-просьбу, чтобы рассмотреть возможность преобразования нашего коллектива в профессиональный театр.
У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба
2004-й год – время сложное и политически, и экономически. У города – масса проблем, театр ему не особенно нужен. Как обычно, всё решил случай. Мы уехали на очередной международный фестиваль, перед этим нам сказали: вот победите, тогда просите, чего хотите. Ну, сказано – сделано. Повезли мы туда наш спектакль «Собаки» и забрали практически все награды. Тогда Щёлковский район возглавлял Александр Ганяев. Он наш театр очень любил, ходил на спектакли с семьёй. Александр Матвеевич сказал: «Оформляйте документы». В общем, всё сложилось! Открылись мы в 2013-м. Тогда я взяла на себя большую ответственность. Ведь у меня на тот момент играли в спектаклях люди разных профессий. Например, одна из актрис была директором российско-немецкой страховой компании в Москве. Вы понимаете уровень зарплат? И многие бросили свою работу и пришли в театр, заканчивают сейчас театральный вуз.
Это странное слово «оптимизация»
Когда всю страну захлестнула оптимизация, мы оказались в здании бывшего клуба хлопчатобумажного комбината, которому уже более ста лет. Теперь наша организация официально называется Театрально-концертный центр «Щёлковский театр». В его составе, помимо нашего театра, духовой оркестр и ансамбль русской песни. И это неплохо, потому что в результате у нас появились совместные проекты. Например, совсем недавно мы показали программу «Любовь не перестаёт», где наши актёры под аккомпанемент духового оркестра читали со сцены стихи, начиная с Серебряного века и заканчивая Высоцким. Зрители приняли выступление на ура.
Партия помогла
У партии «Единая Россия» есть программа поддержки муниципальных театров. Мы вошли в такую программу, и нам были выделены 3,8 млн рублей на три постановки. Для нас это огромные деньги! И вот мы выпустили спектакли, одни из первых сдали необходимые документы. И в этом году нам уже выделили сумму в два раза больше.
Если не мы, то кто?
Сегодня в нашем репертуаре 15 спектаклей. Есть ещё программа «От книги – к театру», которую мы сами придумали и реализовали. Это спектакли малых форм для школьников: рассказы Чехова, Твардовского, Зощенко. К концу апреля готовим премьеру «Маленького принца».
Далеко не все наши проекты профинансированы. К сожалению, в нашей стране к культуре как таковой и к театру в частности относятся по остаточному принципу. Я понимаю: надо лечить людей, кормить, платить пенсии, но… Вот, например, приходят на спектакль школьники: сидят развалившись, жуют жвачку, между собой какие-то реплики отпускают. А потом начинается спектакль «Чтобы жить», эту пьесу я написала по письмам и воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны. И вот когда я вижу лица детей после спектакля, понимаю, что их зацепило. Они всё воспринимают через эмоции, и здесь есть возможность до них достучаться. Это наши дети, и то, кем они вырастут, зависит от нас. Театр – это большая сила.